22 августа 2024 г.

Манка обладает свойством погашения негативной энергии. Она очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Играя с манкой, ребенок пропускает её между пальцев, вместе с потоком манки уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей. В процессе игры с манкой у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координированные движения кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму, по формированию навыков самообслуживания и предметно-практической деятельности.
Благотворное влияние оказывает и на развитие речи, и на формирование навыков общения, и на взаимодействие между собой. 
1. Упражнение «Здравствуй, манка!» 
Цель: снижение психофизического напряжения. 
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с манкой», то есть различными способами дотронуться до манной крупы. Ребенок: 
• дотрагивается до манки поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; 
• легко/с напряжением сжимает кулачки с манной крупой, затем медленно высыпает его в тарелочку; 
• дотрагивается до манной крупы всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; 
• перетирает манку между пальцами, ладонями. 
В последнем случае можно спрятать в манную крупу маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей манной крупы — ...» 
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д. 
2. Упражнение «Манный дождик» 
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. 
Взрослый: «В стране «манной крупы» может идти необычный манный дождик и дуть манный ветер. Это очень приятно. Ты сам можешь устроить такой дождь и ветер. Смотри, как это происходит». 
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет манную крупу из своего кулачка в тарелочку, на ладонь взрослого, на свою ладонь. 
Ребенок закрывает глаза и кладет на манку ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет манную крупу на какой-либо палец.
3. Упражнение «Манный ветер» (дыхательное) 
Цель: научить ребенка управлять вдохом-выдохом. 
Ребенку предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. 
4. Упражнение «Насыпание – пересыпание» 
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.
Ребенку предлагается, с помощью взрослого, насыпать манную крупу в бутылку. В одну с помощью воронки, а в другую без воронки. Взрослый отмечает, что в бутылку где была воронка, манка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Манка принимает форму ёмкости. 
 5. Упражнение «Необыкновенные следы» 
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. 
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на манную крупу. 
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности манной крупы, двигаясь в разных направлениях. 
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность манной крупы волнистой (в разных направлениях). 
«Змея»  (Ребенок  имитирует движение змеи указательным пальцем или ребром ладони).  «По тропе змея ползла. Под корягу подползла. И на камень заползла. А потом с него сползла. От ежихи уползла. И подальше отползла. По болотцу проползла. И до норки доползла.  Спряталась!» 
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами по манной крупы, имитируя движение насекомых.  
6. Упражнение «Узоры на манной крупе» 
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. 
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части подноса с манной крупой рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор в нижней части подноса с манной крупой, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на манной крупе определенный узор. 
Те же узоры на манке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и пр. 
7.Упражнение «Лабиринт».  
Рисуем пальцем лабиринт и помогаем животным добраться до лакомства или домика. 
8. Упражнение «Узоры на манной крупе двумя руками» 
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук. 
Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на манной крупе разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д. 
9. Игра-упражнение «Манный круг» 
 Цель: знакомить с техническим приемом и способам изображения с использованием манной крупы. 
Ребенок на манной крупе рисует круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами.  
10. Игра-упражнение «Точка, точка, запятая» 
Цель: знакомство с техническим приемом и способам изображения с использованием манной крупы. 
Точка, точка, запятая –  Вышла рожица кривая. 
Ручки, ножки, огуречик, –  Получился человечек. 
Прочитайте стишок и нарисуйте на манной крупе смешного человечка. 
11. Упражнение «Такие разные настроения» 
 Цель: знакомство с техническим приемом и способам изображения с использованием манной крупы, развитие эмоциональной сферы. 
Рисуем на манной крупе лица с различными настроениями. 
12. Игра-упражнения «Вслепую» 
Цель: знакомство с техническим приемом и способам изображения с использованием манной крупы, развитие мелкой моторики координации движений 
Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на манной крупе. Можно устроить соревнования между детьми. 
13. Игра-упражнение «Манные прятки» 
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. 
Взрослый: Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в манной крупе, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в манке. Ты можешь раскапывать манную крупу пальчиками, использовать палочки, кисточки. 
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности манной крупы, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно. 
14. Игра «Занимательная математика» 
Цель: в игровой форме обучать ребенка счету. 
Нарисовать на манной крупе геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс.  
Задания: 
1) посчитать все треугольники, 
2) посчитать все квадраты, 
3) посчитать все круги. 
15. «Угадай по описанию». 
Взрослый описывает предмет, закопанный в манной крупе, а ребенок должен угадать, что это. Откопав предмет, ребенок проверяет правильность ответа. Можно наоборот: ребенок описывает, взрослый угадывает.

 

Воспитатель Розенберг Н.В.