ЗАПОМНИТЬ НУЖНО НАВСЕГДА: ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ – ЧИСТОТА!
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Период раннего возраста наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
ЗАДАЧИ:
• Учить самостоятельно умываться;
• Пользоваться туалетом;
• Воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
• Активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;
• Формировать умение и навыки опрятности, положительного отношения к сверстникам;
• Культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности.
Однако одним из важнейших условий, необходимых для успешного воспитания самостоятельности, является единство требований со стороны воспитателей и родителей. Обязанность родителей- постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОДЕВАНИЯ И РАЗДЕВАНИЯ:
• Научить ребенка самостоятельно снимать одежду, обувь;
• Расстегивать и застегивать пуговицы спереди;
• Знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду;
• Самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке.
ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ:
Начав раздеваться, не отвлекаться игрой;
Аккуратно убирать одежду. Одновременно знакомить детей с различными свойствами и качествами предметов одежды, названиями действий, упражнять в правильном употреблении глаголов надеть, обуть и т.д.
Во время всего процесса одевания и раздевания побуждать детей к самостоятельности.
НАВЫКИ СНИМАНИЯ И НАДЕВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧАЕТ УМЕНИЕ:
1. расстегнуть пуговицы
2. снять платье (брюки)
3. аккуратно повесить
4. снять обувь
5. снять колготки, носки
6. надеть в обратной последовательности
УЧИМСЯ УМЫВАТЬСЯ
Обучать ребенка, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место. Использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.
Приступая к гигиенической процедуре, проговаривать с детьми весь процесс.
Завернуть рукава одежды.
Поднести руки под струю воды, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга.
Смыть мыло под струей воды.
Снять полотенце.
Насухо вытереть лицо и руки (называть части тела и лица, которые вытирают); аккуратно повесить полотенце в свою ячейку.
Предложить посмотреть в зеркало. «Вот какой (ая) ты чистый (ая) стал и красивый (ая)».
Все действия следует сопровождать оживлённым разговором, а также использовать целый ряд педагогических приёмов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий, в процессе дидактических игр.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРАВИЛО:
- руки моем после туалета
- перед столовой
- по мере загрязнения
- после столовой вымыть губы.
НАВЫКИ МЫТЬЯ РУК И УМЫВАНИЯ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
1. Закатать рукава
2. Смочить руки
3. Взять мыло, намыливать до появления пены
4. Мыть руки
5. Смыть мыло
6. Умыть лицо
7. Сухо вытереть руки, лицо, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку.
УЧИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ:
Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки и т.д.
Самостоятельно доставать платок из кармана и вытирать самому нос ( в случае необходимости обращаться за помощью)
Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
Обращать внимание на чистоту носового платка.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТУАЛЕТЕ:
• Пользоваться туалетом (умение проситься в туалет)
РЕБЁНОК ЗА СТОЛОМ:
- приучать ребенка правильно сидеть за столом, аккуратно есть, тщательно и бесшумно пережевывать пищу;
- уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
- учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, суп, салат, запеканка).
НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ЕДЫ ВКЛЮЧАЕТ УМЕНИЕ:
1. Держать ложку
2. Не крошить хлеб
3. Не разговаривать за столом, не крутиться, не играть
4. Благодарить
5. Пользоваться салфеткой.
УЧИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАСЧЕСКОЙ:
- знать свою расческу и место, где она лежит
- показать функциональное назначение расчёски и формировать навык её использования
-учить спокойно относиться к процессу причёсывания, повторять её по мере надобности
- позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания («Я сам!»)
- переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-ролевой игре)
- исключить возможность пользования чужой расчёской.