Использовать игры можно в любом месте и в любое время: гуляя с ребёнком на улице, сидя в транспорте или лежа в кровати, утром, днём или вечером.
Эти игры не потребуют от вас специальной подготовки, но очень помогут натренировать внимание вашего будущего ученика.
Игра «Не верь глазам своим!»
В игре «Не верь глазам своим!» вы говорите, какое движение должен показать ребёнок, и в этот же момент сами показываете движение, но совсем не то, про которое говорите. Задача ребёнка – выполнить то движение, о котором вы говорите, а не которое показываете. Например, вы говорите; «Руки вверх», а сами руки развели в стороны. Ребёнок же должен поднять руки вверх. Как правило, сначала дети начинают делать то, что вы показываете. Но через некоторое время понимают, что нужно быть внимательным и слушать задание. Отличная игра! Учит детей не только слушать, но и слышать задание.
Игра «Снежный ком»
Играть в «снежный ком» можно как вдвоём с ребёнком, так и всей семьёй.
Первый игрок называет слово, второй – повторяет слово и называет своё. Третий игрок называет первых два слова и добавляет одно слово от себя и так далее. Образуется длинная цепочка слов, которые каждый игрок должен называть, когда подходит его очередь.
Задание со временем можно усложнить: например, называть только деревья, или только города, или только слова, которые начинаются на звук А. Вы можете предложить ребёнку самому придумать правило, по которому все игроки будут называть слова. Эта игра полезна ещё и потому, что позволяет закладывать у ребёнка ту базу знаний, которая будет ему необходима не только в школе, но и в жизни.
Игра «Я всё вижу!»
В игре «Я всё вижу!» и вам и вашему ребёнку, действительно, придётся всё замечать. Вы вместе идёте по улице и замечаете всё, что вам попадается на пути. Как только что-то отметили для себя и пока далеко от этого места не ушли, задаёте ребёнку вопрос:
«Какого цвета мячик, с которым играли дети?»,
«Сколько сидело бабушек у подъезда?»,
«Девочка каталась на самокате или на велосипеде?».
Ребёнок или ответит на ваш вопрос, или будет искать ответ на него вокруг себя. Постепенно такая игра приучит вашего малыша быть внимательным к деталям.
Но не только вы задавайте вопросы ребёнку. Пусть и он вам их задаёт. Для него это задание, пожалуй, будет даже труднее, чем отвечать на ваши вопросы. Ведь в этот момент ему не только нужно будет выделить что-то среди предметов, действий, признаков, но и сформулировать правильно вопрос, да ещё и ответ на него в голове удерживать.
Игра «Угадай предмет!»
Вам нужно будет описывать предмет, находящийся рядом с вами. Ребёнок должен его узнать, угадать. При этом вы говорите не сразу все признаки предмета, который описываете, а постепенно, по очереди, и напоминаете ребёнку, что этот предмет находится где-то здесь, рядом.
Возможно, ваш малыш уже после первого признака узнает предмет. Если же нет, то продолжайте до тех пор, пока ребёнок предмет не назовёт. Вы даже можете подойти к этому предмету и рассказывать про него.
Вы можете описать ребенку светофор.
Как же описывать предмет? Например, про светофор вы можете рассказывать так: «Он помогает людям. У него два глаза. Они разного цвета. Он стоит у дороги. Он может останавливать машины. У него один глаз – красный, а другой – зелёный». Скорее всего, в этот момент ребёнок будет смотреть по сторонам, чтобы найти тот предмет, про который вы рассказываете. И это здорово! Он будет учиться сопоставлять то, что он слышит, с тем, что он видит, и с тем, что он уже знает.
Игра «Чёрное и белое не берите, да и нет не говорите!»
Возможно, вы помните эту игру из своего детства. Поиграйте в неё со своим ребёнком. Задавайте ему вопросы, но предупредите, что словами ДА и НЕТ ему отвечать нельзя. Сами же задавайте вопросы, которые будут провоцировать ребёнка автоматически говорить ДА-НЕТ.
Это могут быть такие вопросы: Ночью солнце светит? Кошки по небу летают? Листья у дерева фиолетовые? Два плюс два будет пять?
Таких вопросов может быть огромное количество. Важно, чтобы ребёнок выполнял правила игры. Запрет на слова ДА и НЕТ будет вынуждать вашего малыша говорить полным ответом, что будет способствовать развитию его связной речи, которая в свою очередь является критерием интеллектуальной готовности ребёнка к школе.
Эти игры не только помогут стать вашему малышу внимательнее, но и подготовить его к школе, ведь внимание является важным аспектом интеллектуальной готовности ребёнка к обучению!