Движение - это главное условие жизни и развития. Разум и тело представляют собой единое целое, и особенно отчётливо эта взаимосвязь заметна у детей в первый год жизни. Они учатся и приобретают новые навыки, только производя действия над окружающими предметами. Для малышей это единственный способ совершенствовать себя и проявлять во внешнем мире.
Любая активность человека связана с движением. Например, для того чтобы у нас в голове сформировался зрительный образ какого-то предмета, глазам необходимо совершить движения по его контуру. Если этого не произойдёт, мозг не построит образ, и мы ничего не увидим. То же касается любых психических процессов. Даже речь- это движение: работают мышцы голосового аппарата.
В раннем возрасте важно иметь возможность развиваться умственно и физически через совершенствование своих движений. Сама природа даёт всё, чтобы обретение навыков происходило последовательно и быстро: взрослым важно не нарушать этот процесс. А если и помогать ему, то делать это грамотно. Что следует знать о механизмах развития движений у ребёнка в первый год жизни:
• Не нужно помогать, когда он пытается выполнить действие сам. Нужно проявить терпение и дождаться, когда он будет готов завершить начатое, а его нервная система созреет. Двигаясь целенаправленно, малыш пытается до тех пор, пока не достигнет желаемого: он тренируется, ищет необходимые сочетания усилий, баланса, траекторий. Если вмешаться в этот процесс, мотивация постепенно сойдёт на нет, а развитие движений ребёнка в первый год жизни замедлится.
• Важно иметь доступ к окружающим предметам, чтобы развиваться. Врождённые рефлексы - это база для развития двигательной активности у младенца. Среди них есть группа защитных рефлексов: например, если мы проведём рукой перед глазами младенца, у него сузится зрачок и закроются глаза. Если он прикоснётся к чему-то горячему, то рука его одёрнется. Ребёнок не может контролировать подобные движения, но они служат базой для развития других, более сложных. Поэтому нельзя мешать малышу знакомиться с предметами, взаимодействуя с ними, он развивается. Разумеется, все доступные ему предметы должны быть безопасны.
• Ребёнку необходимо видеть движущихся вокруг него людей, потому что он развивается, подражая взрослым. Многократно повторяет действия старших (детей и взрослых), и это происходит неосознанно. Мозг малыша как бы копирует движения, которые он видит, поэтому предоставьте ему возможность делать это как можно больше, не изолируйте его в отдельном от семьи пространстве в течение дня.
• Важно видеть всё окружающее пространство с рождения, поэтому не
рекомендуется использовать закрытые со всех сторон кроватки и коляски.
Чем больше видит ребёнок в первый год жизни вокруг себя, тем активнее у него развивается зрительно-моторная координация. По мере того, как поступают стимулы в зрительные органы, мозг создаёт зрительные образы, а руки пытаются нащупывать и контролировать предметы из окружающей среды. Так развивается моторика.
• Невозможно насильно ускорить формирование новых навыков у детей. Стадии развития движений в первый год жизни ребёнка «запрограммированы» биологически и генетически. Позвольте малышу осваивать навыки в своём темпе, окружите родительским вниманием и теплом, показывайте окружающий мир - тогда он будет развиваться гармонично.