Остановимся на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение.
В раннем возрасте речь характеризуется бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох. Для решения большинства этих проблем существуют развивающие упражнения и игры.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха:
• Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
• Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
• Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
• Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
• Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
• Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
• Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
2. Развиваем артикуляционные мышцы:
• Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
• Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
• Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
• «Лакаем молоко» как кошка.
3. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Простукивание на бубне простых слов и имен.
3. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
4. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
• Топ-топ;
• Хлоп-хлоп;
• Прыг-прыг;
• Бип-бип (Нажимаем на носик)
• Туда-сюда (Повороты корпуса)
• Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
1. Прятки игрушек под платочком
2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Игры на развитие слухового восприятия:
• Угадай, что звучит.
• Жмурки
• В какой руке звучало
• Быстро-медленно
• Громко-тихо
• Справа-слева (после 2 лет)
• Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
• Облизываем губки – варенье, мед
• Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
• Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
• Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
• Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
• Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
• Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
• Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Такие упражнения помогут заговорить вашему малышу!