Упражнения для запуска речи малышей

23 мая 2023 г.

Остановимся на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение.
В раннем возрасте речь характеризуется бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох. Для решения большинства этих проблем существуют развивающие упражнения и игры.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха:
•    Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
•    Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
•    Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
•    Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
•    Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
•    Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
•    Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
1.    Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
2.    Развиваем артикуляционные мышцы:
•    Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
•    Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
•    Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
•    «Лакаем молоко» как кошка.
3.    Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
1.    Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Простукивание на бубне простых слов и имен.
3. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
4. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
•    Топ-топ;
•    Хлоп-хлоп;
•    Прыг-прыг;
•    Бип-бип (Нажимаем на носик)
•    Туда-сюда (Повороты корпуса)
•    Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
1.    Прятки игрушек под платочком
2.    ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
3.    ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
4.    Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
5.    Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Игры на развитие слухового восприятия:
•    Угадай, что звучит.
•    Жмурки
•    В какой руке звучало
•    Быстро-медленно
•    Громко-тихо
•    Справа-слева (после 2 лет)
•    Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры
•    Облизываем губки – варенье, мед
•    Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
•    Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
•    Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
•    Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
•    Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
•    Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
•    Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Такие упражнения помогут заговорить вашему малышу!

 

Учитель - логопед Басалаева О.Н.