«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – эти слова принадлежат В. А. Сухомлинскому.
Мастерство владения рукой связано в психологии с понятием «развитие мелкой моторики».
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Почему же так важно развивать мелкую моторику?
Взрослые владеют множеством простых навыков: завязывание шнурков и галстука, застёгивание и расстёгивание пуговиц, расчёсывание волос. Поразмыслив, вы поймёте, что не всегда такие навыки – это нечто само собой разумеющееся. Наблюдая маленьких детей, пытающихся завязать шнурки, начинаем замечать, насколько трудны эти «простые» навыки, когда их выполняешь впервые. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования скоординированных движений кистей и пальцев руки, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Кроме того, развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за развитие речи. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев, расположены очень близко. А формирование речи способствует развитию мышления. Чем более ловкие пальчики – тем более гибкий ум.
У большинства современных детей отмечается слабое развитие моторики рук. Еще несколько десятилетий назад взрослым, а вместе с ними и детям,большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду. Сейчас многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками и молниями. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!
Наблюдения за развитием человека показали, что для естественного развития руки самым благоприятным оказывается период с рождения до 6 лет. Чем больше движений в этом возрасте осваивает малыш, чем больше он в них практикуется, тем больше импульсов от пальцев поступает в мозг, в том числе в зоны, отвечающие за формирование речи. Поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитииэлементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
Вот несколько советов родителям дошкольников:
• среди игрушек вашего ребёнка обязательно должны быть мозаики и конструкторы;
• развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы. Пытаясь завязать шнурки на ботинках, ребенку придется каждый раз, собираясь на улицу, тренироваться. Если вы готовы терпеливо ждать, то очень быстро пальчики у малыша станут более гибкими и умелыми, а мелкая моторика будет развиваться автоматически, без специальных упражнений;
• мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, вырезание ножницами, плетение, оригами, аппликация;
• для более старших детей хороши графические упражнения и штриховки;
• если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела!
Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителями чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи. Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жареных орехов.
3. Собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, бусинки).
4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
5. Открывать почтовый ящик ключом.
6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том, кто их размотал, лучше умолчать).
8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
10. Помогать родителямотвинчивать различные пробки: у канистр с водой, зубной пасты и т. п.
11. Помогать перебирать крупу.
12. Закрывать задвижки на дверях.
13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
14. Собирать на даче или в лесу ягоды.
15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
16. Вытирать пыль, ничего не упуская.
17. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
18. Перелистывать страницы книги.
19. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Умелыми пальчики вашего ребёнка станут не сразу, но игры и упражнения, которыми вы будете заниматься с вашим ребёнком систематически с раннего возраста, помогут ему уверенно пользоваться руками. А развивая пальцы рук, мы развиваем речь и мышление.