ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ В 2 ГОДА?

28 марта 2023 г.

Можно начать с осмотра специалистов:
•    сурдолога;
•    невролога;
•    психиатра;
•    генетика;
•    психолога;
•    грамотного логопеда.
Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.
Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.
Диагностику нужно повторить, если ребенок совсем не говорит или плохо говорит, и вы не уверены, что он вас всегда слышит.
Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.
При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.
           К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:
1.    легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается;
2.    плохо спит;
3.    мало ест;
4.    плохо набирает вес;
5.    обильно срыгивает;
6.    испытывает судороги;
7.    часто и сильно плачет без видимых причин.
Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.
Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.
Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:
•    частые истерики;
•    агрессивность;
•    фобии;
•    гиперактивность, с которой родителям трудно справиться;
•    нарушение сна;
•    психотравма;
•    тики др.
Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:
•    не смотрит в глаза;
•    не откликается на имя;
•    не выполняет простые инструкции;
•    не взаимодействует с родителями;
•    достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др.
Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.
Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.
Когда поздно что-то предпринимать?
Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.
Если ребенка привели на занятия к логопеду в 2–2,5 года, шанс догнать возрастную норму очень высокий. А если привели в 4–5 лет, можно улучшить речь, но не максимально восстановить.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.
Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.