Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:
• ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
• использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
• общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
• правильно жевать и глотать.
Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.
Для этого необходимы:
• желание ребенка общаться с взрослым;
• желание взрослого общаться с ребенком;
• ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.
1. Формируйте указательный жест.
2. Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
3. Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза – говорит мама.
4. Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
5. Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
6. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
7. Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
8. Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
9. Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
10. Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.