Дошкольный период – это время, когда происходит наиболее интенсивное формирование мотивационной сферы, привычек и поведения ребенка. Дети в младшем возрасте действуют под влиянием ситуативных чувств и желаний, возникших в данный момент. Они могут вызываться разными обстоятельствами, при этом ребенок часто не отдает себе отчет в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. В возрасте 5-7 лет осознанности становится больше, поэтому дети уже могут объяснять свои действия.
Выделяют 2 вида мотивации – внутренняя и внешняя.
Внутренняя мотивация – это искреннее желание ребенка заниматься чем-либо. Здесь говорится только о наличии личного интереса к деятельности, никто не принуждает ребенка, не заставляет его делать что-то, т.е. отсутствуют жесткие обязательства и требования.
Внешняя мотивация связана с любыми другими причинами что-либо делать, кроме внутреннего «интересно и приятно». Даже если деятельность ребенка мотивирована конечным результатом, который он получит по ее завершении (а не удовольствием и личным желанием заниматься этим), то это опять-таки будет считаться внешней мотивацией. Даже в том случае, если никакие внешние вознаграждения его к этому не подталкивают.
Похвала со стороны родителей и педагогов, различные подарки, сладости и другие позитивные способы мотивации формируют у детей положительную ассоциацию. Когда ребенка хвалят тогда, когда он действительно это заслужил, то это поднимает его уверенность в себе, он становится более мотивированным на дальнейшую деятельность. Относительно материальной мотивации нужно быть осторожными, иначе можно добиться обратного эффекта.
Похвала всегда поддерживает мотивацию. Даже если у ребенка нет пока особых достижений в каком-либо занятии, но если находить те незначительные моменты, за которые его можно похвалить, то это воодушевит его, и он будет заниматься намного более охотно. Здесь также важна грань, ведь чрезмерная похвала может сформировать в ребенке неправильное представление о себе, т.е. его самооценка будет не совсем адекватной.
Способы формирования мотивации детей дошкольного возраста – это игровые, словесные, наглядные и практические методы.
1. Игровые методы.
Они включают в себя:
• Дидактические игры.
• Подвижные игры.
• Игры-забавы.
• Инсценировки.
Эти методы актуальны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. На первом плане здесь – эмоциональная составляющая.
Используемые приемы:
• Создание различных игровых ситуаций.
• Внесение игрушек. Внезапное появление, исчезновение игрушки.
• Обыгрывание предметов, игрушек.
• Эмоциональность, сюрпризные моменты.
• Изменение местонахождения предметов.
• Демонстрация предметов в различных действиях.
• Создание интриги.
2. Словесные методы
Включают в себя:
• Чтение и рассказывание сказок, потешек, стихов.
• Разговор, беседа.
• Рассматривание картинок.
• Инсценировки.
Приемы:
• Показ с называнием предметов, игрушек.
• Просьба сказать слово.
• Перекличка до 1,5 лет.
• Подсказывание нужного слова.
• Объяснение назначение какого-либо предмета.
• Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым.
• Вопросы.
• Договаривание слова в конце фразы.
• Повторение слов за педагогом.
• Пояснение.
• Напоминание.
3. Практические методы
Включают в себя:
• Упражнения (оказание помощи).
• Совместные действия ребенка и педагога.
• Выполнение поручений.
4. Наглядные методы
Подразумевают:
• Показ игрушек, предметов.
• Наблюдение за деятельностью взрослых, явлениями окружающей среды.
• Рассматривание живых объектов.
• Показ образца.
• Фланелеграф, кукольный театр.
• Показ видеороликов, фильмов.
Деятельность детей дошкольного возраста основана на нескольких мотивах, которые характерны для дошкольного периода развития. Их несколько:
• Интерес детей к миру взрослых. Дети стремятся делать все так же, как и взрослые. Желание быть похожим на взрослого (родителя, педагога) руководит им в ролевой игре.
• Игровые мотивы. Они появляются в ходе овладения игровой деятельностью, переплетаясь со стремлением действовать так, как взрослый.
• Мотивы самоутверждения и самолюбия. Они возникают на границе раннего и дошкольного возраста. Происходит отделение себя как личности от других людей, формируется отношение к взрослому как к образцу поведения.
• Мотивы установления и сохранения положительных отношений с детьми и взрослыми. Для детей важно хорошее отношение со стороны окружающих, поэтому они стремятся заслужить ласку, похвалу и одобрение.
• Познавательные и соревновательные мотивы.
• Нравственные и общественные мотивы.
Чтобы ребенку было действительно интересно какое-то занятие, важно не делать ошибок в попытках его мотивировать. Некоторые родители неадекватно оценивают силы детей, требуют от них большего, чем они могут сделать. В итоге из-за постоянных требований и критики, у ребенка снижается самооценка, что приводит к психологическим проблемам.
Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с другими. Безусловно, нужно исключить любые варианты насилия, скандалы по поводу неудач и прочие негативные составляющие.
Мечта любого родителя – иметь воспитанного, послушного и целеустремленного ребенка. Добиваться этого нужно путем поэтапного процесса выстраивания правильных мотивационных ступеней. Очень важен индивидуальный подход, потому что все дети разные и нет каких-то универсальных рекомендаций.